Настройки
Настройки шрифта
Arial
Times New Roman
Размер шрифта
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по черному
Свислочский районный исполнительный комитет
Главная / Новости / Новости района
31.10.2023

Педагогическая магия Владимира Михальчика

Учитель истории средней школы № 2 имени Н. П. Массонова г. Свислочи Владимир Михальчик стал призером республиканского конкурса «Учитель года-2023». У Владимира Владимировича более десяти лет педагогического опыта. Он молод, амбициозен, умен, влюблен в историю и свою профессию и готов рассказывать о ней часами. О непередаваемых ощущениях, новом опыте, воспитательном потенциале истории и магии в педагогике – в нашем интервью. Об ожиданиях от конкурса – Владимир Владимирович, вы сами ожидали, что станете одним из лучших учителей в стране? – Честно признаться, нет. Считаю большой удачей оказаться среди пятидесяти шести лучших учителей со всей республики и продемонстрировать максимальный уровень своих возможностей. А результат – может быть, историческая предопределенность, может быть, простое везенье, а может, я целенаправленно, хотя и неосознанно, шел к этому. Но да, приятно оказаться в тройке лучших, доказать самому себе в первую очередь, что ты это можешь, что ты этого достоин и у тебя есть то, что стоит показать другим. Предсказать победу нельзя было ни на районном этапе, ни на областном, ни в финале. Везде соперники сильные, каждый из них по-своему уникален, у каждого своя технология, методика, приемы, которые он успешно реализует в педагогической практике. После районного этапа была установка хорошо выступить на области. Там соперничество возросло. Тем более давать урок и мастер-класс в другом городе на незнакомых детях – это дополнительный стресс. Честно скажу: было неожиданно выиграть в области, а оказаться в тройке призеров в финале было неожиданностью полной. Хотя в принципе я шел по всем этапам достаточно ровно, в пределах третьего-четвертого места, поэтому шансы оставались. – Как вас встречали в школе после возвращения из Минска? – Многие поддерживали меня на самом конкурсе и поздравили первыми. Это администрация школы, коллеги, которые оказали мне очень большую помощь, особенно при проектировании так называемого «ночного» урока. Встречали в школе с искренними поздравлениями, пожеланием того, чтобы в будущем снова попробовал пройти по данному пути. Но я уверен, что это играется один раз. Я уже доказал самому себе, что можно попытаться и победить. – Какие ощущения подарил конкурс? – Как сказали однажды мои знакомые коллеги, это не конкурс, а большая игра. Ее нужно играть. И в какой-то момент я правда ощутил, как конкурс переходит в игру, соперники становятся не соперниками, а коллегами, с которыми интересно общаться, которых интересно узнавать, набираться у них опыта. Соперничество отходит на второй план. Меняется самоощущение: появляется внутренняя свобода. Да этого ты зажат, не выходишь за установленные рамки, а потом понимаешь, что это игра: где-то нужен вау-эффект, где-то надо удивить, сымпровизировать. Возникает неповторимое чувство. У меня такое было на уроке и на мастер-классе: ты свободно чувствуешь себя, владеешь материалом и на самом деле играешь. Следует отдаться этому чувству в полной мере и ощутить настоящее волшебство в педагогике, когда ты взаимодействуешь с детьми и получаешь обратную связь. Благодаря этому у меня высокие баллы по отдельным этапам. Просто все, что было в арсенале, использовал, показал. Не буду хвалиться, но стал первым в своей номинации по мастер-классу. Я называю это волшебством – умение общаться с аудиторией, импровизировать по ходу (потому что никогда не знаешь ответы учащихся или студентов), способность быстро подстроиться, где-то хорошую шутку вспомнить. Сценарий здесь уже уходит на второй план. Ты знаешь саму структуру, как оно должно быть, а все остальное – импровизация. Были моменты, когда этап понимаешь, но студенты другое крутят-вертят, уходят в сторону. Ты должен их вернуть или сам за ними пойти, стать впереди и вместе двигаться в другом направлении. Умение подстроиться под набегающую волну, конечно, помогло. О слагаемых победы и ответственности – Это одно из слагаемых вашей победы, так? Что еще, считаете, вывело вас на пьедестал? – Во-первых, импровизация. Во-вторых, педагогический опыт, хорошая методическая база, которую дали и в районе, и в области. Спасибо за качественную подготовку районному учебно-методическому кабинету и областному институту развития образования. В-третьих, поддержка коллег. Естественно, и доля везения всегда присутствует. Не исключаю и просто чудо. – А ответственность? Ведь за вами стояла вся область. – Полностью соглашусь. Когда объявили, что я стал победителем в своей номинации на областном этапе, – сначала была эйфория. А со временем, когда начал подготовку в составе команды из восьми человек, пришло ощущение того, что за мной не только город, не только район, а уже область. И это накладывает свой отпечаток. Чувствуешь, что на тебя смотрят, что ты представляешь не самого себя, а целый регион. Конечно, довлеет чувство ответственности. Надо было стараться, показать максимум. – Расскажите о требованиях к участникам конкурса. По каким критериям отбирали лучших в этом году? – Конкурсных испытаний было много. Это самопредставление команды Гродненской области. Дальше – проектирование урока, когда за два часа нужно полностью расписать занятие, предложенное жюри. Заранее к этому нельзя подготовиться, потому что нельзя угадать тему, которую вытащишь из конверта. Затем так называемый «ночной» урок по заданной теме. Т.е. накануне определяются класс, школа, предмет и тема, и у тебя, точнее, у твоей команды, без которой сложно все это сделать, есть целая ночь, чтобы разработать урок, подготовить всю наглядность и с утра прийти к детям. Класс тебя не знает, у участника максимум 15-20 минут, чтобы познакомиться с учащимися до урока. Все остальное – умение импровизировать, играть, чтобы прирастить детей знаниями. Было и публичное выступление перед общественностью, в моем случае – перед студентами. Представлял свой педагогический опыт и свои наработки. А самое интересное – мастер-класс, который я давал для студентов исторического факультета БГПУ. Хочется сказать огромное спасибо им за активность, за жизненную позицию, за стремление оставаться в этой профессии. Я получил огромное удовольствие от общения с ними. Уверен, для себя они открыли много нового. Я им благодарен за то, что они смогли раскрыть меня, а я – их. Это был тот самый момент, когда случилось волшебство. Спасибо и коллективу СШ № 19 г. Минска, где я давал урок в незнакомом классе. Дети молодцы, не растерялись, все прошло динамично, мы смогли найти общий контакт. Знаете, когда урок заканчивается и незнакомые дети подходят, задают вопросы и говорят «спасибо» – это высшая оценка, лучшая похвала для учителя. Значит, они для себя что-то взяли, смогли почувствовать эту магию истории. Неважны уже тогда и баллы. Проходили и психолого-педагогическое тестирование. Плюс доконкурсное мероприятие (заочное) – презентация педагогического опыта. В итоге и получается сумма баллов, которая выводит либо в призеры, либо оставляет лауреатом. О подготовке к участию – Победа – это, конечно, большой труд, серьезная подготовка. Если начинать с районного этапа, то в конкурсном режиме вы жили месяцами… Сложно? – Финал длился с 18 по 28 сентября, десять дней. Это напряжение каждого дня, потому что к каждому нужно готовиться, повторять материал, бояться не забыть и не пропустить какие-то отдельные моменты, потому что иногда они на самом деле играют большую роль. Упустишь маленький момент – а он как раз должен был выстрелить. Если считать с районного этапа, то это был годовой марафон. Напряжение, стресс… Конкурс всегда в голове. Обязательные элементы подготовки – чтение литературы, проведение мастер-классов, уроков, публичных выступлений, оценивание плюсов, минусов, внесение изменений… Естественно, все предугадать невозможно. Один день хорошо выступишь, на второй вдруг что-то пойдет не так. Для того чтобы испытать неповторимые эмоции, я желаю всем коллегам пройти по этому пути. Пусть еще больше хрустальных журавлей прилетит в наш район. Это не тяжело, но очень трудоемко. Хочу сказать спасибо администрации своей школы за возможность готовиться к конкурсу. А готовиться надо было очень серьезно. Идти туда просто на удачу не стоит. Нужны опыт, хорошая база. На одной харизме не выиграть. – Вы довольны собой? – 50 на 50. Да, были моменты, которые мог бы по-другому сыграть. Но, повторюсь: это играется один раз. Посидев в тишине и проанализировав, понял: где-то можно было бы иначе сделать. Где-то не дошел немного именно в методическом плане. Где-то, наоборот, адреналин вверх поднял, и я превзошел самого себя. А в целом стабильность присутствовала на всех этапах. Я рад тому результату, который имею. – Конкурс – замечательная возможность для трансляции своего опыта. Какие методические практики вы используете на своих уроках? Чем увлекаете детей? Какие педагогические находки вынесли на суд жюри конкурса? – Мой опыт основан на развитии у учащихся предметных компетенций: это умение работать с картой, расставлять и запоминать даты, работать с различными источниками информации. Для этого применяются определенные методы и приемы, некоторые известные, некоторые являются новинкой, которой заинтересовались и в области, и в республике. Не скажу, что это мое ноу-хау. Но это то, что я систематически применяю на практике, соединяя традиционные методы с новыми веяниями в педагогике. Вообще я считаю, что основа любого урока – это доска, мел, крепкие знания, умение учителя преподнести материал и умение учащихся его воспринимать. Все остальное накапливается постепенно. Если нету базы у учащихся, то играться на уроке бесполезно. Задача учителя – сформировать эту базу и умение работать с информацией, анализировать ее, брать для себя нужное и полезное. Учу этому с помощью различных приемов: тонкие и толстые вопросы (тонкие имеют однозначные ответ, а толстые требуют рассуждения), интервью с исторической личностью, написание новостной заметки о ней, работа с динамической картой, логические ряды, заполнение хронологических таблиц. Мой маленький лайфхак – рисунки. Со временем я понял, что отдельные моменты учащимися очень сложно воспринимаются, и здесь нужно применять нестандартный способ. Практически любое понятие можно объяснить с помощью рисунка. Если не хватает слов, тогда включается искусство. И снова происходит магия. – Учитель – профессия, в которой нельзя останавливаться на достигнутом. Мир развивается, поэтому педагогу постоянно нужно повышать квалификацию, узнавать новое. Вы сами больше любите учить или учиться? – Сложный вопрос на самом деле. С одной стороны, я все же больше люблю учить, потому что обладаю хорошим объемом знаний и умением преподносить их. С другой стороны, и учиться неплохо. Сначала открываешь что-то новое, а потом оно становится частью тебя. И это замечательно. Педагог и учит, и учится. У детей тоже есть чему поучиться, например, современным технологиям. Гаджеты – это такое дело… Ты в прошлом, а дети уже в будущем (улыбается). Надо догонять. Кроме того, учащиеся своими вопросами, ответами могут подтолкнуть тебя к новой идее. Самое важное – искры интереса в их глазах. Есть дети, ради которых хочется приходить на урок. О своих учениках – Следите ли вы за судьбами своих учеников? Кто-то пошел по вашим стопам? – Насколько я знаю, профессию учителя истории никто из них не выбрал. Но это и неважно. Главное, чтобы дети получили от меня знания, умение работать, оставили в своей память яркий след о школьной жизни, хорошие воспоминания об учителе. Когда при встрече они говорят «Рады вас видеть, Владимир Владимирович», большего и не надо. А чтобы быть педагогом, нужна быть внутренняя искра. Мы всегда будем готовы поддержать начинания своих учеников, дать им возможность проявить себя. – Уроки истории имеют огромный потенциал для воспитания патриотизма… – Согласен. Не только давать знания, но и прививать патриотизм, гражданственность – это важная часть нашей работы. Я благодарен руководству страны за то, что сохранение исторической памяти возвели в конституционную норму. Человек без знания прошлого неуверенно смотрит в будущее. Есть моменты, которые мы не должны забывать, чтобы не повторять. Яркий пример: на уроке в 9 классе говорили о германском оккупационном режиме, трагедии сожженных деревень, геноциде белорусского народа. В классе стояла такая тишина, какая редко бывает на уроках. Все слушали, все запомнили, а главное, поняли, что все мы должны жить так, чтобы подобного не пришлось испытать снова. История учит не повторять ошибок прошлого. Современное развитие Беларуси базируется на фундаменте исторической памяти. Естественно, на уроках истории воспитание гражданственности, патриотизма выходит на первый план. Это важно, иначе мы потеряем молодое поколение. О каком развитии, о каком будущем тогда можно говорить?! – Что изменилось в вашей жизни после конкурса? – В первую очередь после конкурса меняется понимание самой роли учителя. Он не только транслятор знаний. Он человек, который помогает учащемуся учиться. Второе – подготовка к урокам: взял в арсенал новые формы, идеи… Получил огромный опыт от общения с коллегами. Горжусь командой Гродненской области и тем, что был в ее составе. Мы стали одной семьей. И еще хочется добавить, что каждый участник был достоин подняться на высшую ступеньку пьедестала: это настоящие маги и волшебники системы образования нашей республики. Наталья ТУРКО