Настройки
Настройки шрифта
Arial
Times New Roman
Размер шрифта
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по черному
Свислочский районный исполнительный комитет
Главная / Новости / Новости района
29.11.2021

Школьной гвардии солдат

Три встречи, которые... Удивили, восхитили, потрясли и заставили согласиться: человек не только живет среди людей, он берет от них то, что ему кажется правильным. Хорошо, если он сумеет взять для себя только полезное, важное и нужное. Но… Семья – начало всех начал.  Встреча первая  Слушая Леонида Колосовского, понимаешь, что этот уважаемый человек всегда шел по жизненному пути в правильном направлении, начиная с самых первых самостоятельных шагов. Конечно, свою положительную роль здесь сыграла семья, где рос и воспитывался.  – Мне повезло, – начинает рассказывать о своем детстве человек, у которого за плечами солидный жизненный опыт, – появиться на свет божий в большой, но очень дружной семье. Нас у родителей четверо – Иван, Галина, Раиса и я. Да и род Колосовских не маленький, это четыре брата и четыре сестры у отца Ивана Михайловича и столько же братьев и сестер у мамы Ефросинии Антоновны. Обычные белорусские семьи, которые испокон веков отличались трудолюбием, добросердечием, гостеприимством. Дети росли послушными, по мере своих сил помогали взрослым, а вот бездельничать не умели. Думали родители и о нашем будущем, давая каждый раз умные советы. До сих пор помню заветы отца: семья – святое; к людям относись так, как хотел бы, чтобы относились они к тебе; в водке брода нет – утонешь с ходу. Отец был человеком по тем временам образованным – умел читать и писать, он окончил три класса церковно-приходской школы в Подороске. Мама безграмотная, но благодаря удивительной памяти знала наизусть поэзию Серебряного века. Ее совет я тоже сохранил в памяти: «Не остуди свое сердце, сынок». Все сказанное родителями запомнил и верно следовал тем мудрым наказам. К советской власти родители относились с уважением. Отец постоянно говорил нам, детям, о том, чтобы мы ценили эту власть, так как она способна изменить жизнь крестьянина в лучшую сторону, открыть дверь в новую жизнь. Семья Колосовских стала тем хорошим трамплином, с помощью которого трое детей (Галина умерла в детстве) себя полностью реализовали: школа, вуз, служба в армии. Пополнить ряды студенчества у Леонида Ивановича с первого раза не получилось: нужен был двухгодичный трудовой стаж на момент поступления. Тогда сестра Раиса (учитель белорусского языка и литературы) предложила пойти работать в школу. Шел 1962 год, учителей не хватало. Первые три месяца был старшим пионервожатым в Хоневичской восьмилетке. Нравилось общение с детьми, потому что вчерашний школьник ощущал себя с ними на равных. Но недаром говорится, что пути Господни неисповедимы.  – Моя мечта о военной карьере (в нашем роду все мужчины служили в армии), которая предполагала пойти по стопам двоюродного брата Михаила, неожиданно рухнула. У учительницы немецкого языка заболел ребенок, – продолжает вспоминать Леонид Иванович. – И меня попросили помочь с уроками иностранного. Так я стал учителем. Пошел на время, а оказалось, что на всю жизнь – сорок три года вел этот предмет. В те годы у большинства учеников немецкий особой заинтересованности не вызывал. Все еще ощущалось дыхание ушедшей войны. Конечно, детям приходилось не только втолковывать, но и убеждать их, что немецкий язык – это язык великого народа, который дал миру прекрасных классиков литературы – Гете, Гейне, Шиллера... Отношение к немецкому изменилось с распадом Советского Союза. Жизнь – особенный предмет.  Встреча вторая Она, как и первая, начиналась теми приятными воспоминаниями, которые согревают душу человека всю его жизнь, о семье. По мнению Леонида Ивановича, семья – это основа всему. Именно в семье закладываются первые шаги воспитания, первые уроки доброты, человечности. А все сопутствующие моменты, идущее рядом с человеком по жизни, только укрепляют их – книги, фильмы, песни…  – В детстве и в юности прочитал много книг, которые помогли сориентироваться в многообразии жизненного водоворота. В 1947 году произошло важное событие – в деревне провели радио. Это нововведение стало общим другом как для взрослых, так и для детей. В шесть утра звучал гимн Советского Союза – начинался новый день, а в 24:00 гимном день завершался, – рассказывает Леонид Иванович. – Так с детства закладывалось светлое чувство патриотизма. Гордились и солдатами, которые в начале пятидесятых годов все еще возвращались с фронта. Мы, мальчишки, бежали навстречу к каждому вернувшемуся домой, и нашему детскому счастью не было предела. Да, время у нас было тогда другое, золотое. Целыми днями играли вместе, никогда в одиночку. Любознательными, любопытными и понимающими росли мы. Уже тогда знали и понимали, что жизнь сельского человека не была легкой, но она дышала какой-то светлой радостью: что работать, что петь, что танцевать – все могли люди. В нашей семье тоже любили петь. Бабка Анна пела так, что вся деревня сбегалась ее послушать. Однако за работой и разными повседневными делами родители не забывали о том, чтобы дети старались хорошо учиться. Мы их не подводили, потому что ответственность была присуща нам с самого раннего детства.  Судьба учителя – в судьбе учеников. Встреча третья  Дети всегда остаются детьми, в любое время, при любых переменах в обществе. В школу идет ребенок на время, на десять или одиннадцать лет. Поэтому семья – это тот крепкий фундамент, с помощью которого взрослеющему человеку можно удержаться на плаву быстро меняющейся жизни. – Конечно, семья – это для ребенка все: авторитет родителей, их мнение, пример. У школы другая задача. В первую очередь она призвана дать знания, а воспитанием все же должна заниматься семья, – убежден учитель, у которого ни мало ни много, а сорок три года педагогической деятельности. – Помимо семьи, где я рос и воспитывался, у меня еще был прекрасный пример человека, который всей душой любил детей, – это Александр Иосифович Беласик. Многому научился у него. Работая с детьми, я никогда их не ругал – бесполезно; никогда не кричал – надо ценить ученика как личность, поэтому и обращался к ним на «вы»; не унижал – разговаривал с ними только наедине. Школа – это коллектив единомышленников, где ученик и учитель равны. Всегда придерживался принципа – воспитание разумной строгостью: ученик должен выучить, что задали, и знать, а на немецком еще и уметь говорить. Поэтому за время работы каждый год был представитель от нашей школы по немецкому языку на районную олимпиаду. А значимыми результатами оказались два вторых места в областной олимпиаде и одно первое в республике, что было впервые в нашем районе. Девятнадцать моих учеников прямо или косвенно связали свою жизнь с иностранными языками – это педагоги, переводчики и сотрудники органов внутренних дел. И, конечно же, мои дети – сын Вадим и дочь Марина, которые владеют тремя иностранными языками: немецким, французским и английским. До апреля 1984 года работал в Хоневичской средней школе, а после – в Гринковской.  Но уже в новой роли – в роли директора, который по-прежнему оставался для учеников любимым учителем, обычным солдатом школьной гвардии. Находясь на столь ответственном посту, Леонид Иванович понимал всю ответственность, возложенную на него: обязан и дальше созидать, минуя все острые углы, быть на два шага впереди всего коллектива и по возможности наблюдать себя со стороны. Интеллигентный, эрудированный, целеустремленный… Таким людям все по плечу. Новая должность раскрыла новые профессиональные грани в характере Леонида Ивановича, позволила разглядеть в коллективе способных учителей, дать им шанс проявить себя. Оставаясь по-прежнему неравнодушным, внимательным, он многим советовал учиться дальше. Одним словом, заботился, переживал за тех, с кем предстояло идти одной дорогой, к одной цели. Предоставил творческую свободу учителю, потому что считал: хочешь увидеть человека – дай ему эту свободу. Ценил учителя, который умел работать, жил с открытой душой и любил детей. На начало директорской деятельности в школе было всего два медалиста – золото и серебро, что очень удивило нового директора. Стали дружно работать над повышением результата, а он не заставил себя долго ждать. Так, за те годы, когда Леонид Колосовский возглавлял Гринковскую СШ, педколлектив добился хороших результатов: двадцать три ученика окончили школу с медалями – шестнадцать с золотыми и семь с серебряными.  Прошли годы. Леонид Иванович на заслуженном отдыхе. Стали взрослыми и его воспитанники. Но память сохранила все доброе, чем были наполнены школьные годы и учителя, и учеников, потому что «вы наш главный учитель, мы вам преданный класс». Валентина ХАМЧУК Фото Ольги БОТВИЧ