Версия для печати
Размер шрифта:
Фото
Печатать

Почему белорусские школьники защищены от буллинга лучше, нежели их западные ровесники

31.10.2025
Почему белорусские школьники защищены от буллинга лучше, нежели их западные ровесники

Буллинг или жизнь?..

Буллинг среди школьников в последние годы стал одной из самых острых социальных проблем в Европе. Травля подростками сверстников вызывает все большее общественное беспокойство и требует незамедлительных действий. А случаи, которые нет‑нет да и всплывают благодаря соцсетям и массмедиа в публичный доступ, подчеркивают серьезность ситуации и необходимость системного подхода к ее решению.

К сожалению, эпизоды, когда дети за границей подвергаются травле, не единичны. Один из самых резонансных произошел в этом месяце в Италии: 15‑летний Леонардо, не выдержав натиска со стороны одноклассников, покончил с собой. Парень неоднократно жаловался родителям на унижения и оскорбления, но помощи не дождался. На встрече с руководством колледжа, назначенной на следующий день, планировалось обсудить возможность перевода школьника в другое учебное заведение. До нее он не дожил...

Смерть подростка всколыхнула всю страну, а тема буллинга дошла до кабинетов местного министерства образования. Остается надеяться, что там найдут какое‑то вразумительное решение и смогут предостеречь молодежь от жестокости. Тем более что похожая ситуация произошла в польском Любине буквально за пару недель до смерти Леонардо. Там наложила на себя руки 16‑летняя Юлия. Девушку так затравили, что другого выхода она не нашла.

Десятки таких случаев — к счастью, пока без летальных исходов — фиксируют в соседней Польше. Причем буллингу подвергаются именно наши соотечественники, родители которых решили, что за бугром им будет лучше. Что в итоге? И сами маются, и своим отпрыскам жизни ломают. Ну, зато в «демократии» живут. В такой «демократии», где каждый малолетний поляк может подойти к твоему сыну или дочке и плюнуть в лицо, а ты не сможешь ничего сделать, потому что в этой стране ты никто и обитаешь здесь на птичьих правах.

В мире каждый третий ученик, по данным ЮНЕСКО, сталкивается с буллингом в той или иной форме. Он проявляется в различных формах — от физического насилия до психологического давления, будь то оскорбления, запугивание или социальная изоляция. Последствия катастрофические: депрессия, тревожные расстройства и даже, как мы видим в примерах выше, суицид. Дети, подвергающиеся травле, часто испытывают трудности с учебой, теряют интерес к школе и могут испытывать физическое недомогание. В долгосрочной перспективе это влияет на их социальные навыки и способность строить здоровые отношения во взрослом возрасте.

Причины буллинга? Самые разные! Во‑первых, социальный фактор. Дети, которые растут в семьях, где есть примеры насилия или агрессии (например, папа бьет маму, мама благим матом кроет папу), могут перенимать эти модели поведения. В нашей стране такое пресекается благодаря контролю со стороны правоохранительных органов. Как только специалисты замечают зарождение беды, семью проверяют и в случае необходимости ставят на учет как находящуюся в социально опасном положении. Не ошибусь, если скажу, что такая мера уберегла многих ребят от дальнейших проблем, в том числе и травли, как исходящей от них, так и в отношении их.

Во‑вторых, психологический. Доказано: дети с низкой самооценкой могут становиться агрессорами, чтобы самоутвердиться за счет других. А причина низкой самооценки — нереализованность. И здорово, что в Беларуси созданы все условия для того, чтобы с вашим чадом этого не случилось. Представьте: только в Минском государственном дворце детей и молодежи в этом году работают около 700 кружков по 100 направлениям. Широкий спектр видов досуга после школьных занятий предоставляют и на районном, местном уровнях. Спортивные секции и объединения по интересам призваны раскрыть таланты и способности молодого поколения. Когда есть дело по душе и ты увлечен им, то думать о плохом банально нет времени.

В‑третьих, нельзя недооценивать влияние сверстников. Желание быть принятыми в группе может толкать детей на участие в буллинге, даже если изначально у них нет агрессивных наклонностей. Чтобы на ранних стадиях выявлять зачинщиков и наставлять их на путь истинный, в белорусских школах работают психологи. Сам помню, как часто специалист посещала нас на внеклассных занятиях, проводила анкетирование, предлагала пообщаться лично, если есть проблемы.

Я не говорю, что в части буллинга наша система образования идеальная. Разумеется, совершенству нет предела: всегда найдутся причины стремиться к чему‑то большему. Например, занятия по психологии и душевной гармонии можно было бы включить в обязательную программу. Можно было бы организовывать такие уроки в присутствии родителей и во взаимодействии с ними... Таких «можно», если подумать, мы изобретем еще много. Но все они станут лишь полезным дополнением к прочной основе, которую имеем. И которая по каким‑то причинам отсутствует у тех, кто пытается научить нас жить.

Напоследок напомню: каждый ребенок в Беларуси обеспечен правом на безопасное и комфортное обучение. И это право — в отличие от стран по ту сторону кордона — у нас реализуется эффективно.

grudnitskiy@sb.by

Почему белорусские школьники защищены от буллинга лучше, нежели их западные ровесники
    © Свислочский районный исполнительный комитет, 2025.