Постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 25 июня 2024 г. № 214 скорректировано постановление ведомства от 22 февраля 2011 г. № 67 «О порядке приема квалификационных экзаменов на право управления механическим транспортным средством (за исключением колесного трактора)». В Министерстве прокомментировали основные изменения, сообщает Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь.
Постановлением № 214 изложена в новой редакции Инструкция о порядке приема квалификационных экзаменов на право управления механическим транспортным средством (за исключением колесного трактора), утвержденная постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 22 февраля 2011 г. № 67 (Инструкция).
Инструкция претерпела переработку в части выстраивания логического построения, обеспечивающего последовательность, взаимосвязь и согласованность положений. Исключено излишнее дублирование нормативных правовых предписаний по одному и тому же вопросу. Пересмотрен подход к комплексному регулированию общественных отношений путем устранения возможных пробелов в правовом регулировании. Инструкция изложена более ясным, простым и доступным языком, также исключена возможность двоякого толкования используемых терминов.
В части концептуальных изменений новая редакция Инструкции закрепляет требование об использовании автоматизированной информационной системы «Государственная автомобильная инспекция» (ГАИ) для сдачи теоретического экзамена (пункт 13) и упраздняет применение билетов на бумажных носителях. Это обусловлено развитием цифровизации, совершенствованием технологического процесса и повсеместной доступностью информационных технологий.
В целях создания более удобных условий, упорядочивания и регулирования очереди граждан, желающих повторно сдать практический квалификационный экзамен на право управления механическим транспортным средством (за исключением колесного трактора), Инструкция предусматривает введение предварительной записи (пункт 8) в межрайонных экзаменационных подразделений ГАИ главного управления внутренних дел Минского городского исполнительного комитета, управлений внутренних дел областных исполнительных комитетов, межрайонных регистрационно-экзаменационных подразделений ГАИ управлений, отделов внутренних дел городских, районных исполнительных комитетов (местных администраций).
Исходя из складывающейся дорожной ситуации в современных реалиях, прогнозов повышения безопасности дорожного движения, а также в целях повышения уровня практической подготовленности водителей к участию в дорожном движении в Инструкции были уточнены технические параметры транспортных средств используемых для приема практического квалификационного экзамена (пункт 17).
В частности, изменения затронули следующие категории:
- «А» (потребуется мотоцикл с рабочим объемом двигателя не менее 220 кубических сантиметров);
- «С» (грузовой учебный автомобиль с технической допустимой массой более 8 тон);
- «Э» (учебный автобус, в котором не менее 23 мест для сидения пассажиров);
- «СЕ» (учебный автомобиль категории «С» с прицепом, технически допустимая общая масса которого превышает 2 тонны, имеющий не менее двух осей с расстоянием между ними более 2 метров либо длину более 5 метров);
- «ЭЕ» (учебный автобус категории «Э» с прицепом категории «СЕ» или учебный автобус категории «Э» длиной не менее 15 метров).
Определены основания для отказа лицу в приеме квалификационного экзамена (пункт 9):
- отсутствует заключение медицинской комиссии о годности к управлению механическим транспортным средством заявленной категорией;
- не достигнут возраст, установленный статьей 25 Закона Республики Беларусь от 5 января 2008 г. № 313-3 «О дорожном движении»;
- не представлен документ, подтверждающий обучение по единой программе подготовки водителей на территории Республики Беларусь в случае, когда прохождение обучения обязательно;
- представлены документы с истекшим сроком действия, за исключением водительского удостоверения;
- наличие в представленных документах записей, исполненных карандашом или имеющих подчистки, приписки, зачеркнутые слова, неоговоренные исправления, а также отсутствие в них предусмотренных сведений, подписей, печатей;
- наличие сведений о лишении права управления, за исключением предоставления права управления транспортными средствами после окончания срока такого лишения;
- наличие сведений о временном ограничении права на управление транспортными средствами.
Уменьшено время для выполнения элемента автодрома с 3 до 2 минут (пункт 25). Исключено ограничение минимальной продолжительности проведения практического экзамена в условиях реального дорожного движения. Длительность его обусловлена исключительно выполнением обязательных элементов (пункт 27), таких как:
- проезд регулируемых и нерегулируемых перекрестков; выполнение двух левых поворотов на перекрестке;
- проезд по дороге, имеющей две и более полосы для движения в одном направлении (при их наличии);
- проезд перекрестка по дороге, пересекаемой главной дорогой;
- перестроение на участке дороги, имеющей две или более полосы движения в одном направлении;
- проезд пешеходных переходов и остановочных пунктов маршрутных транспортных средств;
- движение в транспортном потоке с соблюдением безопасной дистанции и интервалов;
- выполнение двух разворотов (одного на перекрестке, одного вне пределов перекрестка);
- остановка транспортного средства для целей посадки (высадки) пассажиров;
- умение правильно оценивать дорожную обстановку.
При проверке навыков управления мотоциклом сдающим предоставлена возможность допустить одну ошибку на одном из элементов (пункт 31), при этом экзамен будет продолжаться с исходной позиции выполнения элемента, на котором такая ошибка допущена.