— Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов, в том числе осуществляющийся в составе организованных групп, в силу латентности представляет существенную угрозу национальной безопасности, поэтому для формирования единообразной судебной практики по этим взаимосвязанным между собой вопросам требуется комплексный подход.
При подготовке к пленуму совместно с Генеральной прокуратурой Верховным Судом проведено обобщение практики рассмотрения уголовных дел о преступлениях в данных сферах. Оно показало, что суды в основном правильно разрешают дела данной категории. Вместе с тем исходя из новых форм и способов совершения этих преступлений возникла необходимость с учетом мнения всех заинтересованных органов обсудить вопросы квалификации изготовления, приобретения наркотических средств и психотропных веществ, осовременить подходы по квалификации их сбыта, в том числе по признакам совершения данных деяний в составе организованной группы. Поэтому сегодня эти и иные вопросы мы выносим на рассмотрение пленума.
— К теме судебной практики по делам о незаконном обороте наркотиков в прошлый раз пленум обращался в 2014 году, то есть более десяти лет назад. Много ли изменилось в стране и законодательстве, а также в целом в ситуации с незаконным оборотом наркотиков?
— Судебная практика показывает, что с развитием информационных технологий приобретение и сбыт наркотиков все реже происходит «из рук в руки», а чаще осуществляется бесконтактно с использованием интернета. Значительные объемы запрещенных веществ реализуются на теневых торговых площадках, которые в ряде случаев оцениваются как управляемые, устойчивые и организованные преступные группы, куда вовлекаются в качестве соучастников и лица молодого возраста.
К деятельности таких преступных объединений в обеспечение общих целей организаторами стали привлекаться люди, которые в их составе занимаются администрированием интернет‑ресурсов, производят оплату, рекламируют наркотики и контролируют работу распространителей в различных формах. Для дачи принципиальной оценки степени вовлеченности таких лиц в деятельность преступного сообщества как соучастников таких злодеяний эти вопросы мы также выносим на обсуждение пленума.
— Каковы основные данные судебной статистики?
— Реализация государственной политики в сфере незаконного оборота наркотиков, профилактики их потребления и социальной реабилитации лиц, больных наркоманией, позволила стабилизировать ситуацию в данной сфере. Количество зарегистрированных преступлений по такой категории дел сократилось на 4,5 процента. Это позволило на законодательном уровне принять решение о либерализации мер уголовной ответственности, что нашло отражение в Законе «Об изменении кодексов по вопросам уголовной ответственности», который с 3 марта вступил в силу.

Вместе с тем общественная опасность таких деяний не исчезла. Статистикой отмечается увеличение объемов изымаемых в стране наркотиков, возросло на 3,6 процента число установленных лиц, совершающих их сбыт, в том числе несовершеннолетних, вовлекаемых в их незаконный оборот.
Это свидетельствует о сохраняющейся наркоугрозе и требует принятия действенных комплексных мер по ее искоренению.
— К слову, о новом законе. Мы уже не раз говорили о том, что общий посыл законодательных изменений — гуманизация уголовного закона. Отражен ли этот подход к назначению наказания в проекте постановления пленума?
— Назначенное виновному наказание за содеянное должно отвечать принципу справедливости. Поэтому и в новом постановлении пленума этому вопросу уделено должное внимание.
Суды ориентированы при назначении наказаний за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, в том числе в составе организованных групп, на неукоснительное соблюдение требований закона об индивидуализации ответственности, поскольку законность и справедливость — это два тех ключевых признака, которые неразрывно должны следовать как при рассмотрении дела, так и при назначении наказания.— Мы помним начало 90‑х прошлого века, когда был разгул оргпреступности и бандитизма на постсоветском пространстве. Какова ситуация в современной Беларуси сегодня? Увеличивается ли число преступлений, совершенных в составе преступных объединений?
— События прошлых лет, обусловленные разгулом преступности, в том числе и бандитизма, происходили на фоне передела форм собственности и сфер влияния. Поэтому преступления, совершенные организованными группами, доминировали. Сейчас ситуация в корне изменилась. Последнее уголовное дело о бандитизме судами было рассмотрено в 2020‑м, а за 2021—2023 годы за него осуждено три человека по делам прошлых лет. Фактически сегодня банда как преступное формирование трансформировалась в организованную группу, занимающуюся в основном ненасильственными преступлениями, например мошенничеством или незаконным оборотом наркотических средств.
— Помимо таких составов преступлений, как мошенничество и незаконный оборот наркотиков, мы видим, что организованная преступность распространяется среди экстремистов. Так ли это?
— Сейчас дела данной категории действительно есть, хотя их количество незначительно. Как правило, организаторами таких преступлений являются лица, находящиеся за пределами Беларуси, поэтому привлечь их к ответственности удается не всегда.
Выявлены случаи, когда такими лицами были созданы и организации, признанные в нашей стране экстремистскими. Как правило, они имеют четко выраженную структуру, являются устойчивыми и управляемыми. Их цель — вовлечь наших граждан в противоправную деятельность на территории Республики Беларусь путем совершения тяжких преступлений, в том числе террористической направленности.
— Что еще планирует отразить в своих постановлениях пленум Верховного Суда?
— Отмечу, что вынесенные сегодня на обсуждение два постановления пленума хотя и были приняты довольно давно, но не потеряли актуальности. В проектах постановлений мы обратим особое внимание судов на значимость правильного применения законодательства и постановления законных, обоснованных и справедливых приговоров, которые должны быть направлены на защиту жизни и здоровья граждан, обеспечение общественной безопасности и предупреждение преступных посягательств.Еще одна наша главная задача — разъяснить судам положения действующего законодательства в соответствии с реалиями жизни.

gotovko@sb.by