— Не надо держаться за какие‑то полномочия и свой статус наверху, чтобы не отдать какие‑то полномочия туда, вниз. Это абсолютно неприемлемо. Мы должны исходить из позиции интересов нашего государства. Надо понимать, что повышение статуса председателей исполкомов базового уровня равно многократному усилению ответственности за развитие города и района.

«Исходить из интересов государства». О логике предлагаемых изменений
На различных совещаниях и во время региональных поездок от Президента часто звучала критика в адрес председателей райисполкомов на предмет того, что они не несут той нагрузки, какая должна быть. Глава государства ждет от местной вертикали более эффективной работы по развитию регионов. А для усиления их роли и статуса решено предоставить руководителям исполкомов базового уровня больше полномочий. Соответствующий проект указа детально обсуждали в ноябре прошлого года на заседании Президиума Всебелорусского народного собрания. Тогда прозвучало много предложений, в том числе и о том, чтобы провести изменения не указом Президента, а через принятие закона. Такой законопроект подготовили и вновь вынесли на обсуждение у Главы государства.Александр Лукашенко предложил еще раз посмотреть, все ли насущные вопросы в нем отражены, устранены ли проблемы, которые сегодня мешают эффективному функционированию председателей рай‑, горисполкомов. При этом Глава государства предупредил, чтобы никто из начальников более высокого уровня даже не пытался вставлять палки в колеса и ни в коем случае не тормозил процесс передачи полномочий вниз, держась за свой статус наверху:
— Это абсолютно неприемлемо.
Мы должны исходить из позиции интересов нашего государства. Надо понимать, что повышение статуса председателей исполкомов базового уровня равно́ многократному усилению ответственности за развитие города и района.Я уже много раз говорил, что мы значительно повысим уровень исполнительской дисциплины в стране. Я вижу недоработки в этом плане, притом серьезные недоработки. И предупреждаю всех, что, если мы это не сделаем, нам будет вообще очень сложно не только в этом году, но и в пятилетке выполнить то, что мы перед собой намечаем.

Поэтому уровень исполнительской дисциплины должен быть на соответствующей высоте.
Далее Александр Лукашенко четко и понятно объяснил логику внесения изменений в статус председателя исполкома:
— Понимая, что без председателей гор‑ и райисполкомов мы не решим ни одной проблемы, требования к ним возрастут.
Но если повышаем требования к ним, то надо давать и полномочия, чтобы они могли работать. Все очень просто и понятно. Вот в связи с чем появилось предложение о повышении роли председателей гор‑, райисполкомов. Эти предложения должны расширять полномочия исполкомов базового уровня и их председателей для того, чтобы существенно прежде всего улучшить экономику, уровень жизни людей на соответствующей территории.

«Ответственность одинакова как за частный, так и за государственный сектор»
Особый акцент — на полномочиях руководителей райисполкомов в отношении частного сектора. На ноябрьском совещании Александр Лукашенко подчеркивал, что «председатель есть председатель, и он должен заниматься всем»:— Ничего страшного, если он в каком‑то смысле будет назначать, утверждать, согласовывать руководителей частных структур. Тогда и влияние будет у них на это.
В четверг белорусский лидер вновь вернулся к этой теме. Принцип прост как дважды два: никакой вольницы здесь быть не должно, поручения руководителя для всех одинаковы и закон един для всех. Александр Лукашенко высказался предельно конкретно и жестко:
— Я ставил вопрос, который был очень неоднозначно воспринят некоторыми категориями граждан, — об ответственности председателей исполкомов базового уровня за управление по всем направлениям, в том числе и частным сектором. А то у нас получается, что частник — это вообще не государство, это государство в государстве. А в то же время мы на частника очень рассчитываем, и их роль, особенно в производстве, также будет повышена.
Ну так председатель райисполкома должен по основному своему функционалу управлять, требовать и нести ответственность одинаково как за частный, так и за государственный сектор. И это касается прежде всего кадров. Это жестокое мое требование. От этого никто не должен уходить, рассуждая и болтая языком о каком‑то либерализме. У нас кое‑кто еще не наелся этого либерализма.
Мотивация на результат: о важности нового документа
Глава государства напомнил, что идут Год благоустройства и пятилетка качества и основная нагрузка при реализации поставленных задач ложится на регионы и их руководителей:— Решения исполнительного комитета и председателя исполкома должны быть окончательными и обсуждению не подлежать. В плане функционала, который ложится на них. Поэтому при обсуждении проекта нам следует окончательно определиться по его форме и по содержанию, чтобы председатели были еще более мотивированы на результат и эффективно работали.В связи с этим Президент поинтересовался, какими кадровыми, экономическими и другими полномочиями предлагается наделить местную власть, чтобы дать возможность решать злободневные вопросы и играть более заметную роль в развитии своего региона. И в целом нужен ли для этого проект закона или эффективнее будет работать указ. Александр Лукашенко четко расставляет акценты:
— Главное — принципиально принять актуальные и востребованные решения. Роль этого основного звена, которое в работе сталкивается непосредственно с людьми, нам надо повышать. В каком ключе будем действовать, я сказал.
Не надо бояться наделять председателей гор‑, райисполкомов соответствующими функциями и полномочиями. Спрос с них будет серьезный, давление на них будет очень серьезное, но мы должны дать им рычаги.

Всё будет по указу
От сферы бюджета до строительства: усилить полномочия власти на местах решено указом Президента. Документ может быть подписан уже к марту
По итогам повторного рассмотрения с участием Александра Лукашенко законопроекта 6 февраля было решено все‑таки остановиться на форме указа. Глава Администрации Президента Дмитрий Крутой доложил о новациях документа в ходе совещания, а после озвучил журналистам принятые решения.

Принципиальные новации документа
Представляя Главе государства законопроект, Дмитрий Крутой пояснил, что за его основу был взят ранее подготовленный проект указа, учитывались также замечания и предложения, прозвучавшие ранее. Предметно остановился на двух принципиально важных моментах:— Во‑первых, он распространяет действие на исполкомы всего базового уровня, а не только на районные, как было ранее, и их председателей. И второй момент: большинство новых полномочий передается на коллегиальное рассмотрение исполкомов, а не единолично председателя.
Права в сфере финансов и экономики
Ряд новаций предусмотрен в блоке законопроекта, касающемся финансов и экономики. Дмитрий Крутой перечислил ключевые новые права в этой сфере. Среди них, например, возможность вносить изменения в расходы соответствующего бюджета по функциональной классификации в пределах утвержденного годового размера (лимита). Глава Администрации Президента конкретизирует:— То есть годовой размер (лимит) для районного бюджета устанавливается, и в течение года в зависимости от ситуации по доходной, расходной частям исполком имеет право вносить определенные изменения, перебрасывать со статьи на статью соответствующие ресурсы.
Предусмотрена также возможность распоряжаться остатками средств соответствующего бюджета (в случае если в экономике хорошо сработали, сэкономили).
— Это право председателя райисполкома и его функция. Не исполкома, а именно председателя райисполкома. Как стимулирующая норма и мера. Естественно, не все районы страны будут этим пользоваться, но хорошо работающие и достигающие высоких результатов получат такое право, — уточнил Дмитрий Крутой.
В представленном документе также зафиксировано право исполкомов привлекать субъекты хозяйствования к благоустройству и содержанию территорий. Сейчас данная мера работает только по отношению к санитарному состоянию территорий, однако в законопроекте благоустройство рассматривается в более широком смысле, при этом предлагается впоследствии учитывать понесенные расходы при налогообложении. Эти решения будут принимать исполкомы и их председатели в соответствии с планами благоустройства, которые сейчас формируются и на районном, и на областном уровне.
Еще одна новация касается принятия решений о сносе аварийных, заброшенных, ветхих строений, в том числе без проектной документации.
Кроме того, предлагается разрешить более широкое использование полезных ископаемых, которые добываются на территории района. Принимать такие решения будет коллегиально райисполком, рассказал Глава Администрации Президента:
— Чтобы не было никаких злоупотреблений, в том числе коррупционных, установлено ограничение: по цене не выше себестоимости добычи этих полезных ископаемых.
В документе также предлагается наделить председателей гор‑ и райисполкомов правом принимать решения о госзакупках из одного источника у организаций с долей госсобственности, а исполкомы — принимать решения по самовольно занятым землям (если эти решения не требуют согласования с Президентом и если соответствующий облисполком такое право им делегирует).
Итоги совещания: к 1 марта может быть подписан новый указ
По итогам совещания большинством участников было внесено предложение Президенту вернуться к указу, подписать его максимально быстро. Об этом журналистам президентского пула рассказал Дмитрий Крутой. Пояснил и ключевые обоснования этого решения: все‑таки Указом № 1 объявлен Год благоустройства, и сейчас на уровне районов формируются масштабные планы, связанные с проведением соответствующих мероприятий. В чем же преимущества формы указа в данном случае? Глава Администрации Президента конкретизирует:— Для оперативности, естественно, документ нужен быстрее. Учитывая, что на уровне председателей районов появятся новые полномочия и новые возможности по привлечению абсолютно всех субъектов хозяйствования, нашего населения, граждан к этому процессу, нормативно нужно оформить все это гораздо быстрее.Более того, форма указа позволяет в концентрированном виде из абсолютно разных сфер и документов имплементировать соответствующие нормы, касающиеся усиления полномочий председателей исполкомов базового уровня, поясняет Дмитрий Крутой:
— Если бы мы вносили изменения в закон о местном управлении и самоуправлении, как предлагалось в прошлый раз, это потребовало бы изменения еще девяти подзаконных документов, ряда кодексов. Естественно, включать туда непроработанные практикой нормы было бы неразумно.
Президент с такой аргументацией согласился. Поэтому было решено постараться к 1 марта подписать указ, который поработает до конца года.
А что будет с законом о местном управлении и самоуправлении?
Напомним, в стране действует Закон «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» 2010 года, в котором целые главы и разделы посвящены полномочиям, правам, компетенциям и ответственности местных органов власти. Его также в последующем планируется скорректировать, и речь о более широком перечне новелл, нежели только тех, которые касаются полномочий руководителей в районах.Данные законодательные корректировки уже предусмотрены в плане законопроектной деятельности на текущий год, рассказал Дмитрий Крутой:
— Это будут комплексные изменения. И Президент сегодня потребовал вообще изложить его (закон. — Прим. ред.) в новой редакции.С 2010 года туда уже внесено 14 изменений, которые делают документ довольно сложным. Учитывая, что это будет комплексная правка нашего закона, нормы указа о полномочиях предриков, уже до конца года отработанные на практике, просто будут имплементированы (в обновленный закон. — Прим. ред.) в следующем году или в конце этого года. Нормативная конструкция пока выбрана такая.
О предложении губернаторов и дополнительном источнике дохода
Все предложения, касающиеся полномочий местных руководителей и исполкомов в целом в части финансов и экономики, Президентом поддержаны. Комментируя возможность распоряжаться остатками средств соответствующего бюджета (в случае если в экономике хорошо сработали либо сэкономили), Дмитрий Крутой напомнил о том, что Президент согласился не уменьшать уровень дотационности районов, который сложился за прошлый год. В свою очередь председатели облисполкомов предложили увеличить до двух процентов объем резервного фонда:— Это следующий дополнительный источник, чтобы до двух процентов доходов областного бюджета перераспределить на уровень районов. Чтобы председатели райисполкомов более свободно могли распоряжаться ресурсами в части выполнения каких‑то просьб и предложений граждан по локальным вопросам и местным нуждам.
Безусловно, речь не идет о каких‑то огромных средствах, тем не менее данные ресурсы позволят более оперативно решать вопросы, поступающие от людей. Более того, примерные суммы на каждый район уже вырисовываются, добавил Глава Администрации Президента, и в областях, перераспределяя данный ресурс, это также видят:
— Сейчас это один процент в некоторых регионах в среднем. На совещании у Президента увеличили до двух процентов. До конца года проанализируем, посмотрим, насколько это будет существенный источник для решения этих местных локальных задач.

«Революционная норма» для председателей райисполкомов
Дмитрий Крутой подробнее прокомментировал и изменение полномочий в части принятия решений о сносе пустующих, аварийных, ветхих зданий. Он напомнил, что еще во время участия в празднике «Дажынкi» в Климовичах в ноябре 2024 года Александр Лукашенко поручил подготовить отдельную программу по каждому району, определить количество таких объектов, источники, за счет которых будут проводиться эти работы:— Фактически будем заниматься сносом и вовлечением земельных участков в оборот (сельскохозяйственный, промышленный, инфраструктурный), создавая дополнительные возможности для председателей райисполкомов по привлечению инвесторов.
Глава Администрации Президента добавил, что таким правом сейчас, даже без подготовки сложной документации и прохождения соответствующих экспертиз, наделяются председатели райисполкомов:
— Главное, чтобы эти объекты не представляли аварийной опасности. Потому что многие сейчас в том числе являются причиной несчастных случаев, особенно с детьми. И Президент потребовал это исключить просто железно. Поэтому такая, можно сказать, революционная норма, которой наделяются председатели райисполкомов.
Послабления для районов в части госзакупок
Послабления именно на уровне районов ожидаются в вопросе государственных закупок. По словам Дмитрия Крутого, на совещании была большая дискуссия, почему эта норма касается только районов, а не крупных городов и столицы. И пояснил:— Потому что там нужно заниматься сейчас экономической активностью в первую очередь. Как Президент сказал: «В моей предвыборной программе сильные регионы — это одно из основных направлений». Поэтому и эти дополнительные полномочия.Такие меры предусмотрены, чтобы инвесторам можно было быстрее покупать то или иное оборудование, привлекать подрядчиков, строителей и других специалистов. Теперь можно будет проводить закупки из одного источника, но не у всех подряд, а именно у государственных предприятий.
Кадровый блок
По словам Дмитрия Крутого, новации, касающиеся полномочий в сфере кадров, не претерпели существенных изменений по сравнению с теми предложениями, которые звучали на прошлом совещании:— Председатель райисполкома будет согласовывать руководителей территориальных органов всех министерств и ведомств (кроме Комитета госбезопасности), руководителей ключевых организаций района всех форм собственности по перечню, который утвердит сам исполком.Конечно, руководство парикмахерской или небольшой аптеки никто утверждать не будет. Это перечень компаний, организаций, которые есть в районе и которые действительно влияют на положение дел с точки зрения бюджетных доходов, инвестиционной активности, занятости населения. Ключевые действительно субъекты (их руководители. — Прим. ред.) будут согласовываться с руководителем райисполкома.
Работа с частным сектором
Сейчас председатели райисполкомов довольно неплохо взаимодействуют с представителями частных организаций, и те руководители районов, которые присутствовали на совещании, никаких проблем в этой части не испытывают. Однако, продолжил Дмитрий Крутой, возникает, например, вопрос участия организаций частного сектора в мероприятиях по благоустройству, поскольку под это определение подпадает много направлений, которые в том числе предполагают финансово емкие затраты:— Но в то же время для организаций, которые потратят ресурсы на те или иные объекты благоустройства, сделаны налоговые послабления. Они будут иметь право включать эти затраты во внереализационные расходы.Наряду с этим Президент поручил предусмотреть, чтобы все было сбалансировано на нормативном уровне без возможностей ухода от налогообложения в какие‑то серые схемы под видом благоустройства.
Об использовании внутрихозяйственных карьеров
Еще один вопрос, который поднимается на многих приемах граждан, — возможность реализации полезных ископаемых из внутрихозяйственных карьеров. В основном это песок, который идет на подсыпку приусадебных участков, содержание местных дорог, кладбищ и другие хозяйственные нужды. Некоторое время назад, в том числе и на фоне коррупционных правонарушений, было значительно ужесточено законодательство в части использования внутрихозяйственных карьеров. Это привело к ухудшению логистики и дополнительным затратам внутри района. Теперь соответствующие вопросы будут отданы на откуп райисполкому, сообщил Дмитрий Крутой:— С учетом определенных ограничений исполком будет смотреть себестоимость, определять минимальную цену. Естественно, она будет символической. Никто на гражданах, на этом песке зарабатывать не будет. Но позволит вот эти логистические издержки в пределах района убрать и использовать ресурс более рационально.ПРЯМАЯ РЕЧЬ

— Если говорить о системе госуправления, она в стране выстроена. Понятно, что любая система не статична, она всегда требует каких‑то изменений. Поэтому уже не первое совещание у Главы государства по данной тематике об изменении статуса председателей райисполкомов затрагивает целый ряд аспектов, которые помогут председателям исполкомов эффективнее решать поставленные перед ними задачи. Но не надо забывать, что есть права и есть обязанности. Когда тебе даются права, ты должен очень взвешенно к этому подходить, понимая, что любое твое решение влечет те или иные последствия. И, конечно, есть задачи, которые мы должны решать вместе, все субъекты хозяйствования, неважно, какой формы собственности. Надо четко всем понимать, что делает государство, а что должны делать люди. И ясно, очень многое зависит от личности председателя райисполкома.

— Самый главный посыл Главы государства: наряду с тем что мы усиливаем полномочия председателей райисполкомов, горисполкомов, надо усилить и ответственность за конкретную работу. Мы все должны сегодня мобилизоваться и работать над тем, чтобы страна двигалась дальше. А для этого нужны определенные полномочия. Жизнь не стоит на месте, и ряд вопросов требует корректировки. Президент всегда говорит: «Идите от земли, берите то, что сегодня нужно в первую очередь для наших людей, для того, чтобы жизнь была более комфортной». Исходя из этого и готовится данный документ. Ряд полномочий будет перенесен именно на председателя райисполкома, а где‑то, наоборот, на исполком, то есть ряд решений будет приниматься коллегиально. Это сделано для того, чтобы усилить ответственность и в то же время ускорить принятие решения.

— Глава государства не раз обращал внимание на то, что пора уже делегировать властные функции на места. Председатель райисполкома должен являться «президентом» на своем месте. Та централизация власти, которая была изначально, может уже ослабевать, потому что общество созрело. Аппаратная система, которая была выстроена под единоначалие, должна спускаться на места, потому что председателю райисполкома виднее, какими рычагами воздействовать на своей территории.
Что касается усиления полномочий местной власти в отношении частного сектора, есть четкое понимание — перед законом все равны. И исполнительная власть, и государственные организации, и частный бизнес — никто за рамки действующего закона переходить не будет. И своевольничать никому не дадим. Простой пример. В Год благоустройства особое внимание следует уделить тому, чтобы везде было эстетически аккуратно. Почему частник должен отличаться от государственного предприятия, от которого мы это требуем? Хотя я вам скажу, что и частный бизнес смотрит, у них тоже порядок и аккуратно. Но, как и в любом правиле, есть исключения, тогда включается административный ресурс.

— Все предложения, которые вносились с мест, рассмотрены и учтены. Это касается использования и земельных ресурсов, и кадровых, и финансовых, и наделения полномочиями по благоустройству территорий с участием в том числе частных предприятий. Думаю, с принятием нового документа у председателей городских и районных исполкомов будет больше возможностей, чтобы дать очередной толчок развитию региона и в дальнейшем работать в этом направлении. Мы сможем получить больший результат: и тот, который сами от себя ожидаем, и тот, которого от нас ожидает народ. Увидим только положительный эффект. Понятно, что спрос будет жестким, и мы к этому готовы. Мы для того и есть на этих должностях, чтобы отвечать за все свои действия и за выполнение тех поручений, которые нам даются.
konon@sb.by
konoga@sb.by
Фото БЕЛТА