Есть проекты — будут и финансы. Об импортозамещении в действии
Когда англосаксы и их союзники затевали санкционный прессинг против России, а заодно и против Беларуси, они рассчитывали задушить наши страны экономически, что неизменно, по их планам, повлекло бы волнения в обществе и массовые беспорядки. Конечной целью должно было стать свержение законной власти в Москве и Минске и установление и там и там марионеточных режимов. Попытка эта позорно провалилась и, вопреки всем расчетам наших недругов, привела к еще более тесной интеграции Беларуси и России. На Западе кусают локти, а Александр Лукашенко на встрече с Денисом Мантуровым делает акцент:
— Мы в последнее время много с россиянами, с руководством России говорим о том, что Западу так и не удалось поставить нас на колени, прижать, наклонить. И в этом, конечно, большая заслуга тех секторов экономики, которые вы возглавляете. Прежде всего промышленность. Мы поставили перед собой амбициозную задачу вместе с россиянами преодолеть зависимость от импорта и серьезно занялись импортозамещением. Я думаю, это большой кусок вашей работы в Беларуси с нашим Правительством, чтобы определиться, как будем действовать дальше.
Глава государства отметил, что сегодня у Беларуси и России достаточно совместных проектов, даже больше тех объемов финансирования, о которых договаривались стороны:
— Возможно, мы договоримся о том, что Россия будет заинтересована в новых наших проектах и будет увеличено это финансирование.
Александр Лукашенко поблагодарил Президента и правительство России за финансирование многих совместных импортозамещающих проектов:
— Есть и такие знаковые, глобальные проекты, как финансирование и производство самолета «Освей». Для нас это вообще, можно сказать, новая история. Мы также благодарны вам за это. Может быть, с этого самолета и начнется эра авиастроения в Беларуси.
Вы человек известный в этой сфере. Думаю, что ваша поддержка для нас будет очень важна.
Денис Мантуров в разные годы работал заместителем гендиректора на авиазаводе в Улан-Удэ и коммерческим директором на Московском вертолетном заводе, а потому его мнение особенно ценно. На встрече с Главой государства он обратил внимание на эру развития Беларуси как державы с авиационной промышленностью:
— Она активно сегодня развивается. И не только с учетом проекта «Освей». Мы активно взаимодействуем с предприятиями гражданских авиационных заводов в Беларуси по производству компонентов. Это касается и самолета Ил-76, и Ту-214. Я рассчитываю, что эта тенденция будет сохраняться.
Мы линейку и самолетов, и количества компонентов будем расширять. У вас очень компетентные специалисты, технологическое оборудование и, самое главное, коллективы людей, которые готовы реализовывать эти проекты.
Расставить точки над «i». О предстоящем заседании ВГС
Президент напомнил, что в свое время мы открыли новую эру производства автомобилей в Беларуси:
— Тоже очень важный вопрос. Вы в России больше, чем кто-либо, понимаете в этом деле. Хотелось бы, чтобы те недопонимания (или же какие-то недомолвки даже) у нас в связи с импортозамещением по легковым автомобилям мы могли преодолеть и на нашем совместном рынке производили бы белорусские и российские автомобили. Ни для кого не секрет, мы должны защищать свой рынок, чтобы не попасть из огня да в полымя, как я часто говорю. Наши коллеги это понимают прекрасно. Пути сотрудничества с такими государствами обозначены. Чтобы не получилось так, как с западниками: ушли, все бросили — «работать не будем».
Ушли — спасибо, пусть уходят. Компетенции, люди остались. Сырья и ресурсов у нас хватает. Будем производить и замещать их товары своими.
В связи с этим Александр Лукашенко заявил, что от нынешнего визита первого вице-премьера России зависит многое:
— Мы с Президентом Путиным об этом говорили и ждем в правительстве России результатов вашего визита в Беларусь. Для того чтобы, если будут какие-то вопросы к президентам, мы могли в ближайшее время их решить. 5 декабря — Высший госсовет, поэтому надо расставить все точки над «i». Желательно на ВГС. Чтобы и будущий, и последующий годы были понятными в сотрудничестве для Беларуси и России.
Белорусско-российские импортозамещающие проекты, увеличение объемов финансирования и индустриальное взаимодействие. По итогам встречи с Президентом Денис Мантуров рассказал журналистам детали предметного разговора.
О совместных проектах
Первый вице-премьер России прежде всего подчеркивает, что индустриальное взаимодействие между нашими странами активно развивается, особенно сегодня, когда Запад старается сформировать максимальное давление на Россию и Беларусь с точки зрения поставки технологического оборудования, комплектующих, агрегатов:
— Мы поставили перед собой задачу выйти на уровень технологического суверенитета, который будет позволять иметь свои основные фонды (имеются в виду станки, оборудование), свои агрегаты и комплектующие, чтобы обеспечить производство той промышленной продукции, в которой есть необходимость двух экономик. Мы как раз с Александром Григорьевичем сверяли часы по тем проектам, где Россия предоставила заем более 100 миллиардов рублей (российских. — Прим. ред.).
В первую очередь речь идет о проектах в микроэлектронике, а также химии, металлургии, машиностроении. Это именно те сферы, в которых обеими странами будет востребована продукция, произведенная в Беларуси. Активно развивается и тема авиационной индустрии. Денис Мантуров напомнил, что две страны реализуют совместный инвестиционный проект по разработке 19‑местного самолета «Освей». Помимо этого, белорусские производители активно выпускают компоненты и агрегаты для различных моделей самолетов, а также участвуют в ремонте авиационной техники.
Об инструментах финансовой поддержки
На встрече с Президентом Беларуси также обсудили вопросы реализации Декрета № 3 Союзного государства по единой промышленной политике в части использования мер, инструментов финансовой поддержки двух государств. Денис Мантуров озвучил вывод, к которому пришли:
— Работа идет налаженно. И уже по одной программе (по общественному транспорту) это реализовано, по другим восьми программам белорусская сторона вышла с предложением. Мы эту работу оперативно доведем до конца и обеспечим также единый формат и доступ к финансовым инструментам.
О возможном увеличении объемов финансирования
Возможное увеличение объемов финансирования совместных проектов Денис Мантуров запланировал обсудить в ходе переговоров с Премьер-министром Романом Головченко и профильным вице-премьером. А в разговоре с журналистами рассказал о планах посетить БЕЛАЗ и «БЕЛДЖИ»:
— Это тоже даст дополнительную возможность для понимания, в каких направлениях мы могли бы расширить индустриальную кооперацию, и в части в том числе возможных дополнительных источников финансирования этих проектов. Пока мы получили только предварительное предложение. Рассчитываю, что мы сегодня более подробно на эту тему поговорим.
На уточняющий вопрос, готовы ли наши партнеры увеличить финансирование совместных с Беларусью проектов, если будет найден обоюдный интерес, российский первый вице-премьер ответил однозначно:
— Конечно. Это в первую очередь будет ориентировано на то, чтобы продукция, которая будет производиться белорусскими предприятиями, была нацелена на российский и белорусский рынки. Если компетенция белорусского предприятия выше, чем в России, по той договоренности, которую мы достигли некоторое время назад, мы будем рассчитывать на те компетенции, которые есть у белорусских партнеров.
Расстояние не имеет значения
О новых возможностях и перспективах сотрудничества Беларуси и Сахалина
Встречу с губернатором Сахалинской области Российской Федерации Валерием Лимаренко Александр Лукашенко начал с приятного момента. После крепкого рукопожатия вручил гостю специальный лист об объявлении Благодарности Президента Беларуси:
— Я должен тебя официально поблагодарить! Это тебе — повесишь у себя в кабинете, — вручил награду Александр Лукашенко.
— На самое почетное место! — пообещал Валерий Лимаренко.
«Вы больше, чем наш человек». Приятные эмоции и детали мужского разговора
Повод для этой встречи и впрямь замечательный. 15 октября Александр Лукашенко подписал распоряжение об объявлении Благодарности Валерию Лимаренко за высокий профессионализм, значительный вклад в реализацию инвестиционного проекта по возведению Белорусской атомной электростанции. В 2007 — 2018 годах Валерий Лимаренко руководил Нижегородской инжиниринговой компанией «Атомэнергопроект» и лично курировал работу по подготовке к строительству первого энергоблока БелАЭС.
Александр Лукашенко поблагодарил российского губернатора за вклад в реализацию данного стратегического инвестиционного проекта и укрепление белорусско-российского сотрудничества:
— Вы больше, чем наш человек. Поскольку даже вы не представляете, что мы с вами тогда задумали, когда решили построить атомную станцию. Станция получилась хорошая. Работает без проблем. Мы сегодня уже думаем, что нам делать со второй атомной станцией, строить ее, не строить. Я думаю, за электричеством будущее. Особенно за атомной энергией.
Поэтому мы серьезно задумались над строительством второй атомной станции.
Губернатор Сахалинской области в свою очередь прежде всего поделился эмоциями от встречи и от награды:
— Очень трогательно было, когда я услышал ваши слова благодарности и получил Благодарность. Напомню вам, что, когда мы впервые встретились, был такой мужской разговор у нас на тему строительства атомной станции. Когда еще ни одного кирпича не лежало ни в фундаменте, ни в стене. Россияне обещали построить самую эффективную, безопасную атомную станцию по самой низкой цене.
Тогда было много разговоров на эту тему, напомнил Валерий Лимаренко: кто-то иронично об этом говорил, кто-то воспринимал как суперзадачу, которую, стиснув зубы, надо сделать. Но в итоге все получилось.
— Принимая поздравления, хочу сказать, что слово россияне сдержали. И мне очень приятно, что мы об этом помним с вами. В будущем, бог даст, что-то еще хорошее вместе сделаем в разных сферах.
И я тоже, дай бог, буду причастен к этому, — поделился гость.
Объемы колоссальные, но этого мало
А вот в качестве губернатора Валерий Лимаренко приехал в Беларусь впервые. Сахалинскую область Президент охарактеризует как большой, интересный и очень родной для нас регион России. И тем самым даст понять, что темпы сотрудничества должны быть еще выше:
— В целом вклад дальневосточных регионов в общую копилку торговли Беларуси и России составляет меньше процента, примерно 350 миллионов долларов. Меньше процента, но объемы колоссальные. 350 миллионов долларов на такое расстояние — это приличные объемы. Конечно, с учетом наших возможностей это мало.
Направлений, по которым могут сотрудничать Беларусь и Сахалин, очень много. Как обычно говорит белорусский лидер каждому российскому губернатору, закрытых тем нет. Главное — взаимный интерес. В ходе встречи с Валерием Лимаренко Александр Лукашенко обозначил лишь некоторые направления взаимодействия.
Импортозамещение
Поистине одна из ключевых тем в Союзном государстве. Не зря именно импортозамещение предметно обсудили и с первым заместителем председателя правительства России Денисом Мантуровым, рассказал Глава государства. Актуальность импортозамещения Президент оценивает так:
— Нам надо быть независимыми по всем направлениям. Нам надо сделать так, чтобы не к нам везли разного рода товары, а от нас увозили и приезжали сюда, в Россию и Беларусь, и просили, чтобы мы им произвели те или иные товары.
Белорусский лидер констатировал, что сделано уже многое, Россия помогает в кредитовании наших проектов, более того, сегодня их больше, чем планировали:
— Начиная от какой-то «мелочи» (микроэлектроники) и заканчивая самолетостроением. Мы будем строить в Беларуси самолет «Освей», который в перспективе будет очень востребован. Он сегодня очень востребован в Российской Федерации, а для нас это новые горизонты, новые компетенции. И так по всем направлениям — мы должны быть независимы в экономике.
Александр Лукашенко выразил уверенность в том, что за следующую пятилетку стороны выйдут практически на полное импортозамещение, отметив при этом с долей шутки такой факт:
— Если давления (санкционного. — Прим. ред.) не будет, можем расслабиться. Поэтому все эти санкции — они и время возможностей.
Инновации, экологичный транспорт
Президент отметил, что на Сахалине проводится уникальный эксперимент по созданию углеродной нейтральности, и рассказал о том, что первый в мире большегрузный автомобиль БЕЛАЗ на водородном топливе в скором времени будет работать на сахалинских полигонах.
Тема для Сахалина действительно актуальная. Валерий Лимаренко, говоря об эксперименте, особо подчеркивает тот факт, что техника на водородных элементах будет работать непосредственно в карьере:
— У нас есть угольный разрез, где идет добыча. И планы увеличить добычу в полтора-два раза. Если у нас получится эксперимент (там сейчас работают 150 машин), понятно, что это серьезная, большая программа.
Кроме того, если Россия с Беларусью в условиях санкций сумеют сделать такой суперпроект, который будет работать на водороде, это будет серьезный технологический прорыв, потому что за водородом будущее.
Беларусь также практикует повсеместное внедрение экологичного транспорта. Имеется практический опыт перевода на электротранспорт отдельных маршрутов между городами республики. Александр Лукашенко заверил сахалинских гостей, что мы готовы сотрудничать в данной сфере:
— Если есть желание, мы можем поработать и у вас и нашу технику поставить к вам.
Транспортная логистика и продовольствие
Глава государства отметил, что Беларусь могла бы подключиться к реализации в российском регионе проекта по созданию международного транспортно-логистического хаба за счет модернизации Корсаковского морского торгового порта и строительства заводов по переработке рыбной продукции.
Что касается рыбного хозяйства, Александр Лукашенко рассказал о том, что Россия выделила для Беларуси квоты для вылова рыбы и переработки. Причем аж на десять лет вперед. В итоге в Беларуси построят соответствующий завод по переработке рыбы.
В целом же, заверил Президент, Беларусь готова работать с Сахалинской областью по всем направлениям, где только пожелают наши партнеры:
— Мы вам люди не чужие. Еще во времена Кожемяко (Олег Кожемяко, губернатор Сахалинской области в 2015 — 2018 годах, ныне губернатор Приморского края. — Прим. ред.) мы работали на Сахалине и кое-что сделали.
Расстояние здесь не имеет никакого значения. Будем с вами сотрудничать и работать. Уверен, что мы еще немало вместе с вами сделаем.
«Покупали и будем продолжать покупать». О планах Сахалинской области
Между Беларусью и Сахалинской областью с 2015 года действует двустороннее Соглашение о торгово-экономическом, техническом и культурном сотрудничестве. В этом году подписан и реализуется План мероприятий на 2024 — 2026 годы по реализации соглашения.
Одно из наиболее перспективных направлений в торговле для Сахалина — белорусская техника. И здесь результаты очень достойные. Губернатор привел конкретные цифры:
— Мы закупаем белорусскую технику: МТЗ, «Полесье», «АМКОДОР», автобусы МАЗ (буквально недавно сотню автобусов купили). За девять лет сотрудничества (с 2015 года) мы приобрели 900 единиц.
Впрочем, эти показатели не отражают объективной картины, заметил Валерий Лимаренко, поскольку закупка техники осуществляется не только напрямую, но и через дилерские центры в России.
— Мы будем продолжать закупать такое количество, для этого есть определенные основания.
Журналистам же Валерий Лимаренко рассказал, что пригласил белорусского лидера посетить Сахалин:
— Я сказал, что вы приедете в Южно-Сахалинск — и там так же чисто, как в Минске, и ходит такая же техника, как в Минске. Белорусская техника по качеству отличная и по цене приемлемая. Сейчас мы будем приобретать экологически чистую технику, поскольку проводим по заданию Президента РФ Владимира Путина эксперимент по углеродной нейтральности.
В 2026 году мы официально должны стать углеродно нейтральным регионом. И этим занимаемся в партнерстве с Беларусью.
В частности, поедем на БЕЛАЗ и обсудим перспективы использования самосвала на водородном топливе. На «Амкодоре» есть большая программа по переводу коммунальной техники на газ. Это очень актуально и интересно, поскольку мы полностью переводим свой регион (коммунальную, сельскохозяйственную технику, автобусный парк) на газовые двигатели.
Фото БЕЛТА