Главная / Новости / Новости республики
12.06.2025

Предельно жёсткий и максимально честный разговор: Лукашенко посетил киностудию «Беларусьфильм»

К чему приведет перезагрузка отечественного кинематографа, какие фильмы нам нужны сегодня и что посоветовал киношникам Президент? Подробности большого и откровенного разговора на киностудии «Беларусьфильм»

За свою многолетнюю историю белорусский кинематограф подарил нам немалое количество великолепных фильмов, которые пересматривали и взрослые, и дети и которые получили признание далеко за пределами страны. Только перечисление этих шедевров займет, наверное, половину газетной полосы. Сегодня же зрители явно не избалованы отечественными картинами, которые бы по‑настоящему цепляли и, что называется, брали за душу. Как исправить ситуацию, с чего начинать, есть ли вообще будущее у белорусского кино — эти и другие темы обсуждали вчера на Национальной киностудии «Беларусьфильм» с участием Президента. Поднимая острые вопросы, Глава государства высказывался предельно жестко, но, как всегда, максимально честно и справедливо. Состояние дел на киностудии и в отрасли в целом Александр Лукашенко назвал крайне неудовлетворительным. И четко дал понять, что, если в ближайшее время ничего не изменится, решения будут приняты жесточайшие:
— Отдача пока ниже нуля. Минусовая! Смотреть просто нечего… И если вы к 1 сентября во главе с министром культуры не наведете здесь порядок, решения будут жесточайшими. Платить будем за работу. С завтрашнего дня. И без работы никаких авансов не ждите. Сделали хороший продукт — денег не жалко. Тем более на хорошее кино. Потому что это страшный дефицит в нашем обществе. Без этого никуда. Никакой идеологии без кино быть не может.

Утром фильм — вечером деньги

В декабре 2024 года Президент Александр Лукашенко, назначая Руслана Чернецкого новым министром культуры, поручил ему серьезно заняться вопросами развития отечественного кинематографа:

— Из всех искусств для нас важнейшим является кино. И то, что происходит в нашем кинематографе, это просто позорище. Это недопустимо. 
Мы скатились, мы стали хуже выглядеть к тому советскому периоду, когда уделяли серьезное внимание кинематографу. Не скажу, что мы в этом не заинтересованы, но почему-то все хотят иметь деньги, но на выходе не хотят согласиться с тем, что надо иметь хороший фильм, картину хорошую. Обратите на это самое серьезное внимание.

«Пусть производят, продают и живут. Нет — до свидания»

Исправлять положение министр культуры будет в тандеме с Дмитрием Семеновым, который возглавил киностудию «Беларусьфильм» в марте этого года. Можно сказать, что вчерашний приезд Президента стал для него первым промежуточным экзаменом на пути к большой цели. Но прежде Александр Лукашенко решил узнать мнение управленцев более высокого звена и сразу после приезда на киностудию задал вопрос заместителю Премьер-министра Наталье Петкевич:

— Что, так плохо совсем здесь?

— Надо помогать, — ответила вице-премьер.

— Что значит «помогать»? В очередной раз?

Наталья Петкевич уточнила, что к руководству сферой пришли новые люди и они серьезно настроены изменить ситуацию к лучшему. Но есть вопросы, которые они сами не решат. Например, планируется снести некоторые здания.

— То есть если снесем, то дела пойдут? — поинтересовался Александр Лукашенко.

— У них же все на балансе висит, — пояснил Глава Администрации Президента Дмитрий Крутой.

— Ну так давайте снимем с баланса, — предложил вариант Президент.

— Такая концепция тоже есть — разделить на две части… — продолжил Дмитрий Крутой.

Однако Александр Лукашенко повернул дискуссию в другое русло:

— Я как раз пришел к обратному выводу. Я считаю, их надо оставить.  

Пусть производят, продают и живут. Нет — до свидания. Ну сколько раз можно помогать? Они же фактически висят на плечах у государства.  
0:00/ 1:02

 Исходя из той даже справки, которую комитет и ты подготовили (Комитет госконтроля и Администрация Президента. — Прим. ред.). А зачем им работать? Принесут документ, подмахнут, Президенту на стол: дайте деньги. А за что давать деньги?

Чуть позже, уже на совещании, Глава государства разовьет эту тему, подчеркнув, что для финансирования «Беларусьфильма» лишних денег в бюджете нет, поэтому не стоит рассчитывать на дополнительную финансовую помощь под нового руководителя и новую команду:

— На моей памяти это уже, наверное, восьмая или девятая команда. И мы все время под новую команду выделяли деньги. И что? Поэтому решение одно. 

Не обижайтесь, я образно скажу, вы образы любите: «колючая проволока» вокруг (я так крестьянам некоторым говорю), 320 человек есть (штатная численность «Беларусьфильма». — Прим. ред.) — производите за этой «проволокой» что хотите, это ваше дело. Главное, чтобы идеологически правильно выстраивали. 

Сколько заместителей нужно гендиректору

Генеральный директор «Беларусьфильма» Дмитрий Семенов вкратце доложил Главе государства о структуре киностудии, штатной численности сотрудников, оснащенности студий и павильонов. В частности, в Минске на территории «Беларусьфильма» располагаются производственный корпус со съемочными павильонами, автобаза, несколько неэксплуатируемых зданий, запланированных под снос, в Смолевичах — натурная площадка. Штатная численность киностудии — 320 единиц, но заполнены не все. Например, вакантными остаются две из трех должностей замдиректора киностудии.

— А зачем вам три заместителя? — последовал вопрос от Александра Лукашенко.

 Один заместитель курирует производство кинофильмов, второй — по экономическим вопросам.

— Денег нет, а заместители есть, — с недоумением отреагировал Президент. — Да они не нужны здесь.  

Утвердили финансовый план, план производства — пусть фильмы снимают. А дальше, как я говорю, рабочие пчелки.
По словам гендиректора, в структуру «Беларусьфильма» входят три основные студии: игровых, документальных, анимационных фильмов, а также Театр-студия киноактера. Съемочные павильоны, расположенные в Минске, заняты преимущественно под строительство декораций, съемки кинофильмов и телевизионных проектов. Ряд своих популярных шоу здесь снимает Белтелерадиокомпания. Комментируя работу телевизионщиков на площадях «Беларусьфильма», Александр Лукашенко отметил, что «под это денег не жалко, если есть результат».


Что касается кинопроизводства, то в работе сейчас находится несколько кинолент, проинформировал Дмитрий Семенов. Осенью ко Дню учителя в прокат выйдет картина «Классная», до конца года — спортивная драма «Переломный момент». Начата работа над кинокартинами «Батька Минай. Партизанская легенда» (премьера запланирована на 2026 год), «Одно на двоих» и «Новогодний экспресс».

Рубль взял, два верни

Не оставил без ремарки Президент и позицию чиновников, которые считают, что киностудии нужно по-прежнему финансово помогать, учитывая, что сюда, мол, пришли новые люди с новыми идеями:

— За последних несколько лет это третьи «новые люди». И мы все помогаем. Сейчас мы, грубо говоря, «колючей проволокой» огородим это. 320 человек (работников киностудии. — Прим. ред.) — пожалуйста: производите, продали — живите. С этого начнем. 

Отдельное внимание — подготовке кадров и распределению выпускников. Эти вопросы, наравне с кинопроизводством и его финансированием, должны быть под железным контролем, потребовал Александр Лукашенко:

— Потом тремя пальцами взял (речь о взвешенном подходе к выделению средств. — Прим. ред.): вот тебе рубль — верни два.


Президент пообещал посмотреть фильм молодого режиссера

В ходе осмотра выставки «Беларусьфильм»: вчера, сегодня, завтра» Глава государства пообщался с Кириллом Халецким — молодым кинорежиссером-постановщиком фильма «Классная», который, как ожидается, выйдет в прокат 18 сентября.


— Боже мой, режиссеры есть у нас! Ты у нас как полезное ископаемое. Или ты, может, откуда-то приехал? — поинтересовался Президент.

— Нет, я белорус. Академия искусств.

— Слава тебе господи! Оказывается, еще есть (режиссеры в Беларуси. — Прим. ред.). Я все переживаю, думаю: хоть ты самому сценарий напиши, — с улыбкой отреагировал Александр Лукашенко.


Небольшая презентация Первому от Кирилла Халецкого: фильм «Классная» расскажет зрителю о молодой учительнице Татьяне, которая поехала по распределению в агрогородок и становится классным руководителем у 11‑классников. Эта история, рассчитанная на зрителей начиная с 6 лет, — о пути становления молодого педагога, говорит режиссер:
— Получается очень доброе, светлое, жизненное кино. Министерство образования курирует этот проект, помогает нам. Во всех кинотеатрах страны с 18 сентября. Для нас самой большой похвалой будет, если после просмотра этого фильма люди пересмотрят отношение к педагогам (и поймут. — Прим. ред.): насколько это большой труд.

 В свою очередь Глава государства рассказал, что знаком с содержанием киноленты, и посоветовал отобразить жизнь в агрогородке должным образом. А еще пообещал:

— Посмотрим. Я потом тебе свое мнение выскажу.



Президент убежден, что именно такие специалисты, дающие результат, и являются «зернышками», которые потом и команду хорошую соберут, и продукт качественный выдадут. Таких перспективных специалистов и их идеи, подчеркивает Александр Лукашенко, надо соответственно поддерживать:

 Мы тратим бешеные деньги впустую. Так надо заплатить людям, которые работают.


«Никакой идеологии без кино быть не может»

Какие задачи поставил Президент на совещании по вопросам развития национального кинематографа

После знакомства Президента с киностудией «Беларусьфильм» здесь состоялся большой разговор о будущем белорусской киноиндустрии. Назревал он давно, и с первых же минут стало ясно, что критики от Александра Лукашенко в этот день будет не много, а очень много:
— Я прямо хочу сказать, что состояние дел на нашей прославленной, знаменитой киностудии и в отрасли в целом крайне неудовлетворительное. Государством созданы условия для развития отечественного кинематографа и, в частности, «Беларусьфильма». Но отдача пока ниже нуля. Минусовая! Ни государство, ни зритель результатов не видят. Для большинства белорусов наше кино закончилось «Августом 44‑го…» или «Брестской крепостью». Смотреть просто нечего! Окончательно потеряны семейная, юношеская и детская аудитории.

 Президент предупреждает, что отчеты и самоотчеты чиновников о том, как они «рванули» в работе со зрителем и организовали просмотры для трудовых коллективов, ему не нужны:

— Ладно, нет окупаемости на внутреннем рынке: мы по населению, по рынку, как принято говорить, небольшая страна (хоть все говорим о рынке, а жить в рыночных условиях не хотим). Прибыль от проката получить сложно, хотя, если произвести хороший фильм, я уверен, что и здесь мы получим прибыль. Но мы свое продать за рубеж не можем. Потому что нечего. Да и конкуренция серьезная.

0:00/ 1:08


А ведь в свое время киностудию «Беларусьфильм» полностью модернизировали, причем сделали все так, как об этом просили сами представители киноиндустрии. Установили новое технологическое оборудование, вложили огромные средства.

— Аванс, который государство выделило белорусскому кинематографу, так и не отработан, — констатировал Александр Лукашенко.

И ведь действительно, громких добротных кинофильмов, которые хотелось бы смотреть, а может, даже пересматривать, мы за последнее время не припомним. По телеканалам демонстрируются в основном киноленты прошлых лет, но современных зрителей, молодежную аудиторию они уже не цепляют. Глава государства рассказал, что утром, к примеру, на одном из телеканалов показывали фильм «Знак беды», снятый еще в советское время:

— Хороший фильм, но это фильм того времени. 
Надо, конечно, корни свои не забывать. У «Беларусьфильма» хорошее прошлое, но надо приспосабливаться к современности. Ну посмотрим, Кирилл (режиссер-постановщик фильма «Классная» Кирилл Халецкий. — Прим. ред.) говорит, что такое создаст чудо в ближайшее время. Посмотрим на эту «Классную». 

Кризис-менеджмент от Первого

Президент убежден, что не надо приучать общество к фильмам, где преобладают криминал, сцены насилия, стрельба и прочее. Нужна достойная альтернатива, но ее пока не предложили. Александр Лукашенко поинтересовался, что же мешает «Беларусьфильму» работать на уровне российских коллег и выпускать фильмы, востребованные в том числе и в нашем прокате:

— Не надо говорить, что там море денег и они валят эти деньги (в кинематограф. — Прим. ред.). Ничего подобного. Деньги там умеют считать. Там в основном это делают частники. Частники деньги дают, финансируют, и лишь бы на что никто деньги свои не даст.

И снова перенос на белорусские реалии:
— Запомните: лишних денег не будет. Никто вам никаких денег под какую-то новую команду не даст. И если вы к 1 сентября во главе с министром культуры не наведете здесь порядок, решения будут жесточайшими. И не думайте, что мы вас просто с должности снимем.

 Александр Лукашенко посоветовал на первом этапе начать с поиска хотя бы трех хороших режиссеров, которые хотят работать:

— Они найдут команду, предложат вам сценарии, они вам всю режиссуру положат на стол. Действуйте. Надо начинать от корня — от «кухни», где готовят кадры. 
Владимиру Борисовичу (первому заместителю Главы Администрации Президента Владимиру Перцову. — Прим. ред.) и Главе Администрации (Дмитрию Крутому. — Прим. ред.) сегодня поставлена железная задача: идите в эту альма-матер (академию искусств. — Прим. ред.), в ручном режиме, пока не устаканится все, разбирайтесь с преподавателями и с тем продуктом, который они оттуда выпускают. В противном случае вы не снимете ни одного современного душещипательного фильма. 
0:00/ 1:01

Как диктатура может помочь киношникам

Как ответственный и рачительный хозяин, умеющий считать каждую вложенную копейку, Глава государства требует такого же подхода и от других. А киношникам предлагает один из возможных вариантов экономии средств: например, при проведении натурных съемок при необходимости отказаться от возведения декораций в ангарах киностудии. По словам Президента, поддержку, как это было в советское время, окажут безвозмездно и местные органы власти, и определенные ведомства:
— Мы вам поможем. Никакого рынка — государство управляемое. Все вы кричите: «Диктатура!» Вот эта диктатура будет вам на пользу.
Отдельно Александр Лукашенко отметил, что есть большие вопросы к Министерству культуры. И здесь принципиально важна персональная роль нового министра Руслана Чернецкого. Обращаясь к нему, белорусский лидер настраивает — спрос будет серьезным:

— У тебя никакого шанса нет для того, чтобы как раньше работать. Минкульт должен активнее шевелиться. Но без Правительства и Администрации Президента будет сложно. Вот тут надо помочь. Но должен быть железный спрос.

«Студент должен быть на производстве»: принципиальное требование к подготовке кадров

Касаясь профессиональной подготовки молодежи, в том числе для киноиндустрии, Глава государства требует навести порядок и в этом вопросе. Важный момент, на который он обращает внимание, — практикоориентированность, и здесь должен быть такой же подход, как и в подготовке кадров для АПК:

— Студент должен быть на производстве. Первый курс привык там, в стенах академии искусств. А дальше — ходи за людьми: режиссер — за режиссером, актер — за актером. Смотри, впитывай это все и решай, туда ты попал или не туда. С этого началось практико-ориентированное образование в Беларуси. Как в сельском хозяйстве.


Президент добавляет, что на образование тратятся огромные деньги, поэтому молодым людям лучше как можно раньше понять, правильную ли профессию они выбрали:
— Теория должна быть, но надо, чтобы люди видели эту съемочную площадку. Если они попали туда, куда надо, они сделают соответствующие выводы. Это непростой труд, тяжелый труд.

«Сделали хороший продукт — денег не жалко»

Приглашая участников совещания к обсуждению, Александр Лукашенко прежде всего просит обозначить, чего не хватает для создания востребованного кино, при этом подчеркивает, что готов помогать:

— И помогать не только как Президент, у которого в руках эти финансы. Надо лично где-то подключиться — с большим удовольствием.

Принципиальный подход, к слову, как и в спорте: финансовая поддержка будет за конкретный результат. Глава государства предельно четко раскладывает ситуацию:

— Платить будем за работу. С завтрашнего дня. И без работы никаких авансов не ждите. Если только на производство. Снимаете фильм, со специалистами и финансистами договорились, что это нормально (человек, который будет нести за ваш фильм ответственность), мы вам небольшой аванс — идите, работайте.  
Сделали хороший продукт — денег не жалко. Тем более на хорошее кино. Потому что это дефицит. Страшный дефицит в нашем обществе. Без этого никуда. Никакой идеологии без кино быть не может.
При необходимости, добавляет белорусский лидер, оказать информационную поддержку создателям кино могут телеканалы. Если нужна какая-то определенная система кинопроката для продвижения, государство тоже готово помочь. Также прозвучало поручение проанализировать ситуацию в работе и других учреждений культуры, а не только «Беларусьфильма». Главное требование Александра Лукашенко — все должно быть прозрачно:
— Смотрите, чтобы везде были люди честные. И платить надо тем, кто сегодня работает и показывает результат. Будет работа, будет результат — вы обижаться не будете. Не будет результата — не будет ничего.

 Поднимая острые вопросы, Президент искренне и откровенно говорит о том, что глобально в этой сфере государство ничего не теряет, как бы обидно для некоторых это ни звучало:

— Без вас мы можем обойтись. Мы ничего не теряем, государство. Поэтому я откровенно говорю. У меня выхода другого нет. Поэтому я говорю министру, руководителю «Беларусьфильма»: не будет результата — жесточайшее отношение. Я у вас спросил: вы готовы? — Готовы. — Идите, давайте результат. Не дадите — считайте, что вы меня обманули. Поэтому не обижайтесь. Я не говорю, что так оно будет. Но если вдруг, крайний вариант, — мы ничего не теряем. Поэтому давайте не будем доводить ситуацию до абсурда.

Когда от государства нужна административная помощь

Министр культуры Руслан Чернецкий на совещании подробно доложил о выполнении поручений Главы государства по развитию кинематографии и организации производства востребованной зрителями кинопродукции. Отвечая на справедливо поставленный Президентом вопрос, чего же не хватает для того, чтобы снималось хорошее кино, министр обозначает:

— Для этого нужно выполнить две задачи. Они, с одной стороны, простые, с другой — сложные: кардинально повысить художественный уровень фильмов и вывести их на международный прокат для обеспечения окупаемости.  
Да, здесь помощь нам понадобится. Но помощь эта не финансовая. Потому что государство выделяет деньги в достаточном объеме. А помощь та, о которой вы говорили, — административная. Собственно, денег хватает.
По словам Руслана Чернецкого, необходимые преобразования уже ведутся, они начались с кадров: у киностудии новый директор, идет набор команды, так как многие киношники ранее разъехались из-за спада отечественного кинопроизводства. Предприняты также шаги по снижению зависимости экономики предприятия от бюджетного финансирования, определяются пути снижения общестудийных расходов, внедряется гибкая по отношению к заказчикам система ценообразования.

Министр подчеркивает:

— Мы понимаем, что рост доходов зависит не только от сокращения расходов, но и от вывода на рынок кинопродукции высокого качества.

Отрасль находится на личном контроле министра, заверил Руслан Чернецкий, добавив, что сейчас осуществляется перестройка тематического планирования фильмопроизводства.
В год планируется создавать один крупный проект — исторический, военный или на патриотическую тему. И еще 4 — 5 малобюджетных проектов популярных жанров с коротким, до года, сроком производства.
Планируется также расширять совместное производство с иностранными компаниями, по российскому опыту к оценке сценариев и смонтированных версий станут привлекаться фокус-группы из числа представителей целевой аудитории. Будет возрождено производство малобюджетных сериалов по заказам белорусских телеканалов и организовано сотрудничество с IT-компаниями по созданию фильмов с использованием технологии искусственного интеллекта. Руслан Чернецкий также озвучил планы по развитию взаимодействия между академией искусств и заказчиками кадров.

«Беларусьфильм» должен опять засверкать, для этого сделано абсолютно всё

Заместитель Премьер-министра Беларуси Наталья Петкевич в беседе с журналистами констатировала, что разговор у Президента был достаточно жестким, при этом честным и справедливым, учитывая, какое внимание Глава государства уделяет развитию кино и искусства в целом, сколько средств вложено в сферу за последние годы. Вице-премьер подчеркнула, что соответствующей отдачи нет:

— Люди, которые не знают, что делается со стороны государства, даже не осознают, какие огромные средства, какие правовые решения приняты для поддержки белорусского кинематографа. И отдачи нет. Этот разговор назрел давно. Очень жаль, что пришлось это выносить на уровень Президента.

Наталья Петкевич с сожалением добавила, что в нынешнем состоянии белорусское кино, по сути, не нужно, поскольку его нет. В этой связи в Правительстве возлагают надежды на новое руководство «Беларусьфильма», Министерства культуры:

— Очень хочется, чтобы мы все, граждане Беларуси, получили наше белорусское кино. «Беларусьфильм» — это бренд с историей, это киностудия, за которую в прежние времена каждый из нас испытывал чувство гордости. Он должен опять засверкать. 

Сделано абсолютно все. Все, что нужно — какая-то организационная поддержка на этом этапе, — Правительство окажет. Вопросов к Президенту тут просто нет.

Вице-премьер добавила, что новое руководство киностудии, молодые режиссеры высказали готовность возродить былую славу «Беларусьфильма», при этом начинать надо с работы с молодежью, чтобы молодые специалисты были востребованы в своей стране.

ДОСЛОВНО

Руслан Чернецкий, министр культуры:

— План есть (по развитию отечественного кинопроизводства. — Прим. ред.), и мы его будем придерживаться. Но если жизнь заставит его корректировать, конечно, будем корректировать тот план, который мы вместе с новым гендиректором киностудии «Беларусьфильм» выстроили. Все предельно просто. Кино — это продукт в любом случае. Государство выделяет огромные деньги на его производство, а значит, его надо продавать. Чтобы его продавать, оно должно быть достойного качества, быть интересным не только белорусам, но и россиянам, китайцам, кому угодно. Необходимо в первую очередь поднимать качество выпускаемого продукта, а во вторую — осваивать новые рынки. Задача поставлена, ее нужно выполнить. Других вариантов быть не может.

Дмитрий Семенов, генеральный директор «Беларусьфильма»:

— Главная задача — загружать кинопроизводство. И начинать надо с кадров. На сегодняшний момент уже определенная работа проведена. Создан наблюдательный совет при Белорусской государственной академии искусств. По этому пути в подборе новых кадров мы будем двигаться. Нам бы хотелось, чтобы новые киношники постоянно находились на базе киностудии и смотрели, как наши мэтры снимают кинофильмы, черпали эту атмосферу кинопроизводства и уже потом давали свой продукт, который был бы интересен и востребован как на нашем рынке, так и за пределами страны. Ведется работа по отбору новых сценариев, идей, которые впоследствии проработают в фокус-группах, и по ним будут снимать качественное, востребованное кино.

Подход к кинопроизводству изменится в принципе. Мы будем опираться на то кино, которое сегодня востребовано. Безусловно, мы работаем в тесном взаимодействии с кинотеатрами нашей страны. У нас есть обратная связь и определенный заказ от них. Также мы планируем запустить на базе киностудии выпуск сериального производства.

Кирилл Халецкий, кинорежиссер-постановщик:

— Темой моего доклада на совещании было развитие и становление молодых режиссеров в рамках Национальной киностудии «Беларусьфильм». Это очень наболевший вопрос. Проблема в том, что молодые кадры, приходя на киностудию, оказываются в ситуации, когда им не дают снимать кино, этот вопрос очень наболевший. Логичным продолжением их (выпускников. — Прим. ред.) деятельности видится пребывание на киностудии в качестве творческой единицы, которая производит кино. Но, к сожалению, на данный момент очень немного проектов, где они могут себя проявить. Спустя два года отработки молодой специалист себя так и не проявляет.  
Этот вопрос тоже проговаривался: построение мостика между академией искусств и национальной киностудией… Могу сказать, что молодые специалисты есть. Они очень хотят снимать кино. Они очень творческие и жадные до работы.
В целом на фильмы выделяется достаточно финансирования. Здесь лишь вопрос сценарного портфеля. Потому что сейчас мало хороших сценариев. Есть предложение создать портфель сценариев, которые будут рассматриваться и планироваться по выходам фильмов на несколько лет вперед.

«Вокруг война, вокруг бушует»

Урок политинформации от Президента

Жесткий тон белорусского лидера на совещании вполне объясним и оправдан. В условиях глобальной геополитической неопределенности Беларусь остается островком мира и спокойствия. Но если расслабиться и двигаться по инерции, завтра всё может круто измениться. И Александр Лукашенко честно об этом предупреждает:

— Бог нас сберег и помогает нам сохранить этот клочок. Посмотрите: вокруг война, вокруг бушует. Возьмите Финляндию. Я погружен в эту политику. Извините, что вам политинформацию эту читаю. Вот Путин мне говорит: «Слушай, жили нормально (с Финляндией. — Прим. ред.)». Говорит, в магазин ездили туда наши люди, все было нормально, жили. Нет, им надо было вступить в НАТО. Ниже опускаемся. Сейчас уже поговаривают о том, чтобы блокировать Балтийское море. Чтобы торговые корабли, в том числе и наши (не пропускать. — Прим. ред.). Мы же торгуем сейчас не через Литву и Латвию, как раньше. Бешеные эти нас туда не пускают. Мы торгуем через Ленинград по Балтике. Вот (угрожают оппоненты. — Прим. ред.), мы закроем где-то в Дании проход. Что же, мы позволим, чтобы над нами измывались, издевались? Военные корабли будут сопровождать торговые суда. Опускаемся ниже — Прибалтика, балтийские три государства. Им-то чего не хватало? Им всё туда, как в народе говорят, «пёрлi ўсё», чтобы показать, что окраины в Советском Союзе развиваются. Высокотехнологичные были республики. Порты, торговали огромный объем ресурсов. Что не хватало? Ну ладно, вы хотите самостоятельно, мы тоже хотим жить самостоятельно. Зачем вы плюете в нашу сторону? Опускаемся ниже — про Польшу говорить не хочу. Знаете. Еще ниже — Украина, война. Еще ниже, на Кавказе, она не закончилась. Я к чему это говорю? Вот тут (в Беларуси. — Прим. ред.) этот островок. Вы думаете, нам спокойно жить дадут? Нет. Это стоит колоссального напряжения. Прежде всего Президента, извините за нескромность. Ну так освободите меня от того, чтобы снимать фильмы.

0:00/ 1:00

«Двадцатый год показал, кто есть кто»

По словам Президента, 2020 год показал всем нам, кто есть кто:

— И вы были впереди. И что, если бы не выдержали в двадцатом году? Мы бы воевали. Да не воевали, нас бы не было давно. Вы видите, что в Украине творится. Нас бы здесь не было. Ну и что от ваших эмоций? Я не хочу вас всех огулом обвинять. Вы люди эмоциональные. Я тоже. Но эмоции иногда надо использовать на пользу дела и прятать их подальше до поры до времени. Не спешите. Куда вы торопитесь? Фильмы делать вы не торопитесь. А вот выскочить на улицу в коротких юбчонках — это вы могли. И всех «насиловали» там. Или заказуху сейчас какую-то сотворить. Так красиво умеют делать. Начинаю разбираться кто. А они — выходцы оттуда. Прекратите, вы страну уничтожите. Я часто говорю: я человек уходящий, а вам... Вот, Кирилл (кинорежиссер К. Халецкий. — Прим. ред.), 24 года, тебе в этой стране жить. Хочешь в лаптях ходить, как раньше, — ходи. Хорошо, если ты один будешь ходить. Но мои-то дети в чем виноваты, что их тоже в лапти оденут и плеткой будут стегать. Зачем? 

«В ПОЛИТИКЕ БЫЛО ДЕЛО»

Ситуация с недавним дефицитом картофеля была создана искусственно. Об этом заявил Президент на совещании по вопросам кинематографии. Обращаясь к деятелям культуры, Александр Лукашенко сказал:

— Вы должны быть «памяркоўнымi», взвешенными — белорусами. Земными людьми, смотрящими вперед. Не завывать все время, что у нас «ах, плохо, бульбы не хватает», еще чего‑то... Всего хватает у нас. Когда проверил Комитет госконтроля некоторых деятелей, оказывается, в политике было дело. Бульбы хватало. Но где‑то придержали, чтобы показать, что Президент в ценообразование вмешался, поэтому вот результат. А когда он (КГК. — Прим. ред.) с наручниками пришел, на стол положил — бульба появилась.

Фото БЕЛТА

https://www.sb.by/articles/predelno-zhyestkiy-i-maksimalno-chestnyy-razgovor-lukashenko-posetil-kinostudiyu-belarusfilm.html